Флисы
Публикуется с разрешения автора.
«Флис» — это сырая необработанная шерсть, состриженная с животных, немытая, очень «ароматная», зачастую с мелким сором.
Рассказ пойдет о неокрашенном флисе, но это не принципиально, просто потому что не было цели использовать крашенный. Работаю только с новозеландским флисом, потому что живу в Новой Зеландии.
Начинать знакомиться с флисом лучше всего на качественном материале, на флисе, уже хорошо зарекомендовавшем себя среди валяльщиц. Очень большое количество обучающих уроков на эту тему. Я начинала валяльное знакомство с флиса Готланда, считаю, что для новичка в валянии хорош и Готланд, и почти все Кроссбреды и Коридейлы.
Следующий этап в валянии, когда надо не просто привалять, а выделить красоту флиса и подчеркнуть форму изделия, — это
а) Лама, Альпака, Ангорская коза — в работе с этими флисами могут возникнуть сложности в приваливании;
б) мериносовые флисы: Мерино, Арапава — в работе с ними легко ввалять их в изделие так, что будет не видно самого флиса.
в) длинноволосый Лестер или другие кудрявые красавцы, которые предназначены именно для отделки. Чтобы сохранить их кудри нерасчесанными, красиво и ровно обрамляющими край изделия или воротник — надо постараться 🙂
И, одно из первых и главных, начинать надо с хорошего, чистого флиса, чтобы не было потом неприятия самой мысли о работе с ним. Хуже флиса с пометом животных может быть только флис с колючками. Помет, несмотря на весьма густой запах, вымывается или просто частично отделяется от флиса. Колючки во флисе — это деньги на ветер, так как вытаскавая колючки, мы портим флис.
Выбор флиса. Среди большого разнообразия мнений и видов шерсти часто трудно остановиться — хочется попробовать все 🙂 Поэтому предлагаю отталкиваться от собственной идеи и личных целей. Хотим тонкий войлок с интересными цветовыми переходами и фактурной каракулевой поверхностью? Желаем красивые свободные кудри по краю валяного изделия? Думаем о создании «мохнатого» полотна, на взгляд неотличимого от натуральной меховой шкуры? Разные цели = разный флис.
Коэфициент усадки при валянии с флисом — у меня однозначно другой — меньше, чем без флиса, и это, я считаю, естественно — это еще один приличный слой шерсти.
Я экспериментировала с соотношениями флиса и собственно самой шерсти в валянии. Пришла к следующим выводам:
1. Флис можно свалять и без шерсти совсем — у меня получались… колтуны :), совершенно неравномерно-сваляное нечто, ничего путного. Поэтому я раскладываю флис только на уже разложенную мокрую шерсть с нужным мне количеством слоев. По шерстяному полотну перед раскладкой флиса серьезно прохожусь ВШМ (здесь и далее — вибро-шлифовальная машинка), чтобы шерсть не «съела» много флиса, получились отчетливые завитки. Я же использую флис в декоративных целях, поэтому стараюсь выжать из флиса максимум красоты.
2. Флис с небольшим количеством шерсти (для склеивания флиса так, чтобы получилось валяное полотно) — подобное соотношение у меня дало громаднейшую усадку. Я разложила совершенно немного шерсти мерино и большое количество флиса. Валяное полотно получилось, неплохое, фактурное, но излишне «волосатое», на мой взгляд.
3. Обычное количество шерсти — такое, как если бы валяла без флиса — в результате получился толстый войлок. Да фактурный, красивый, блестящий, в завитках, но… слишком толстый (для меня).
4. Сейчас я всегда делаю образец с новым флисом: посмотреть усадку, фактуру и поведение самого флиса в войлоке, расчитываю необходимое мне количество слоев шерсти минус и толщину слоя флиса.
В работе с флисом я выделяю для себя один важный момент — надо верно пропитать водой раскладку. Флис может вобрать в себя слишком большое количество воды, настолько, что вся раскладка просто поплывет. А если недолить воды — не достаточно намочить место соедлинения шерсти и флиса — то есть такая вероятность, что флис может сваляться сам по себе, а шерсть сама по себе.
Со временем я для себя выбрала такой путь:
1. Делаю предварительную раскладку шерсти с нужным мне количеством слоев. Немного пропитываю мыльной водой, работаю вшм.
2. Добавляю мыльной воды чуть больше, чем требуется: при надавливании без услий рукой на разложенную мокрую шерсть — появляется мыльная пенка. Только после этого раскладываю флис. Не тороплюсь, укладываю каждую прядь в отведенное ей место, обязательно распушая или всю прядь, или только место сострига у локона.
3. Затем все это накрываю пленкой и чуть-чуть прохожусь ВШМ (виброшлифовальная машинка) сверху по флису. Задача — приклеить флис к шерсти, не вдавить 🙂
4. Далее аккуратно переворачиваю всю раскладку. И, не торопясь, хорошо, работаю ВШМ по изнанке. Так флис не промокает весь, намокает только часть флиса, ближайшая к шерсти. Следовательно, приваливается не весь флис — остается фактура, завитки.
5. Потом закатываю в рулон и катаю, как обычно.
Я к такому способу пришла сама путем собственных ошибок. Но, по-моему, именно о таком способе работы с флисом рассказывает Ирэн Бобкова о работе с флисом на примере ее великолепной картины из шерсти.
После недолгого катания в рулоне, когда всю свою красоту разворачиваю и проверяю-поправляю, то обычно аккуратно прохожусь иголкой для сухого валяния поверх флиса в проблемных зонах: обязательно по краю изделия, и прибивая неопрятные, торчащие неприваляные локоны. На этом этапе можно поправить и/или доложить флис в нужных местах. И далее валяю привычными мне способами:
— если хочу тонкое полотно с рисунком из флиса — то катаю в рулоне практически до готового войлока;
— если желаю фактуру и обемные завитки — то катаю в рулоне до стабильности полотна, а дальше кидаю «до готовности» войлока.
Источник
Категория 1: Рубрика: Материалы и инструменты
Категория 2: Виды творчества: Мокрое валяние
Автор: Шерсть из Новой Зеландии