Зарегистрироваться
09.11.2020

 

«А я так работаю с флисом»

Информация   по работе с флисом от Юлии из Новой Зеландии https://www.livemaster.ru/nzwool4you

Фотографии автора.

 

Флис -это немытая шерсть с ланолином и естественным запахом, состриженнаю с животного, шерсть-сырец в руне или отдельными локонами. Ланолин — это животный воск, густая вязкая жёлтая или буроватая масса, своеобразного запаха, плавящаяся при температуре 36-42 °C. Ланолином покрыта каждая шерстинка флиса. Ланолин остается на пальцах при работе с немытым флисом, хорошо впитывается в кожу и, как говорит Википедия, обладает полезным действием. Состав ланолина очень сложен и до настоящего времени изучен не полностью, ланолин широко применяется в косметологии и медицине.

Количество ланолина (и запаха) разное у каждого флиса. Ланолин иногда чуть-чуть, а иногда существенно изменяет цвет шерсти. Так, белый флис кажется на фотографиях совсем не белым, а желтоватым или даже коричневатым:

Флис Кроссбреда (Мерино-Ромни)

На светлом флисе видны желтые пятна или светло-коричневые разводы — это тоже ланолин. Когда такой желтый флис в процессе валяния промывается теплой водой, то становится белым (снежно-белым, молочно-белым, цвета топленого молока — оттенки зависят от разновидности самого флиса), начинает блестеть, перестает быть «жирным», пятна исчезают, появляется красота 🙂

Черным флисом называют шерсть довольно широкой палитры: от темно-коричневого до черного. Темная шерсть овец под действием весьма активного солнышка в Новой Зеландии выцветает на кончиках — больше или меньше — зависит от густоты шерсти и вида животного. Получается нервномерноокрашенный темный флис, который продолжает именоваться черным, хотя по сути перестает им быть 🙂

Поэтому, когда в следующий раз будете смотреть фотографии белого или черного флиса, пусть вас не пугает, что вы не видите белого или черного цвета 🙂

Этот же черный флис (Арапава) по нижнему краю валяной картины «Одуванчики» в «роли» покрытой травой земли 🙂

Я очень люблю работать с качественным хорошим материалом и очень бережно отношусть к флису и шерсти, много читаю, всех расспрашиваю, валяю и экспериментирую, постоянно открываю для себя что-то новое.Я стараюсь в работе с флисом (независимо от его длины) разделять пряди, хватая флис за кончики, а не за середину локонов, не за место сострига — так ничего не спутывается, вытягивается нелохматая прядь и остальное руно остается в порядке. Держу флис левой рукой плотно, а правой (я правша) вытягиваю=отделяю несколько локонов, держа их за самые кончики.

Вытягиваю сразу несколько локонов (ровно столько, сколько удобно захватить). Кладу этот «пучок» на пластиковый поднос, который я смогу спокойно поставить на влажную раскладку. А затем перемещаюсь с этим подносом, раскладывая флис и двумя руками, разделяя его на более мелкие локоны — нужной мне толщины, опять же, держа их за кончики, а не за место сострига.

Так из пятнистого разноцветного флиса, если работать аккуратно, можно вытянуть локоны нужного оттенка или цвета, не разлохматив и не испортив остальные.

Кроссбред мультиколор (то есть, одинаковые качество флиса, тонина, длина прядей, но разный цвет в одном руне)

В каждом руне есть пряди короче и длиннее, идеальной формы для меня и не очень. Вытягиваю длинные, красивые, на мой взгляд, пряди для оформления изделия по краю, некрасивыми прядями, распушая их, закрываю места соединения локонов с валяным полотном.

Если задача — оформить край изделия свободно свисающими локонами, то лучше предварительно укрепить этот край (в разложенной раскладке) дополнительным слоем шерсти — чтобы флису было за что цепляться, не разрушая ровную линию изделия.

Флис Лестера

Важно, что расчесаные локоны нельзя вернуть в прежнее тугое состояние — они так и останутся расчесанными, чтобы с ними не делали, как бы ни закручивали. Расчесываю, если это необходимо, если это задуманно, но если нет — разделяю флис только руками — в сыром виде, затем постоянно поправляя/разделяя при валянии и потом в готовом изделии. Если при валянии локоны все-таки слиплись — «сдрэдились» — как и раньше — беру только за кончики (а не в месте соединения шерсти с флисом) и аккуратно разделяю локоны руками.Если цель: оформить свободно свисающими локонами край изделия, но полученный результат не совсем устраивает, например, локоны после валяния получились некрасиво разной длины, или неравномерной густоты, или стали не локонами, а «сосульками», то в данном случае расчесывание локонов помогает спасти ситуацию. Будет другой вид у изделия, но если я решаю, что это выход — делаю. Расчесанные локоны можно даже аккуратно подрезать филировочными ножницами, и подрезывание будет не видно в итоге, что невозможно сделать незаметно с нерасчесанными локонами.

Не раскладываю флис на сухой войлок, потому что потом не вижу флиса 🙂 Шерсть очень любит флис и готова его весь вобрать в себя.

Вот иллюстрация этому — на этой сумке остался только намек, что флис там был. А при раскладке на подложку из сухой шерсти я положила довольно много флиса Готланда.

Поэтому сейчас я раскладываю флис только на мыльно-смоченную и прибитую вибро-шлифовальной машинкой (вмш) основу из шерсти с нужным мне количеством слоев.

Иногда некоторые флисы (некоторые Альпаки или Лама) сложно приваливаются, или я просто положила такой слой флиса, что волнуюсь за его приваливание, то в таком случае, как и с волокнами, — кладу поверх флиса очень тонкие, прозрачные, почти незаметные пряди шерсти в тон и совсем недолго, чуть-чуть, прохожусь по верху, застеленному пленкой, вмш.

Флис Альпака — Сури

Часто меня спрашивают, кокой эффект в валянии дает тот или иной флис. На этот впорос сложно ответить, так как я не знаю ваших рук и мыслей при раскладке 🙂 Я могу только показать, что получается у меня, поэтому под каждой фотографией подписано название флиса.

Флис Кроссбреда (Ромни — Мерино — Коридейл), тонкий войлок

Флис Кроссбреда (Ромни — Мерино — Коридейл), плотный войлок

Флис Лестера в отделке. Машинная строчка поверх флиса проложена не для крепости, флис очень прочно держится и не оторвется, даже если хорошо потянуть. Строчка для того, чтобы приваляные локоны больше походили на листья одуванчиков. Флис Лестера также исполняет роль «волос» в валяной картине «Мама и младенец».

И немного интересного: разговариваю я с женщиной-фермером о флисе. Она мне жалуется, что часть ее замечательного флиса оказалась испорчена — ветер, бушевавший у нас накануне, разрушил крышу в помещении, где хранится состриженная шерсть. Дождь намочил некоторое количество ее флиса. И тут же Эмили (так ее зовут) говорит: «Ну это ничего, не страшно, я этим флисом удобрю мои томаты, они это так любят!»

Оказывается (я слышала раньше об этои, но видеть — не видела), фермеры спокойно используют испорченный (неудачный, старый или грязный, с пометом) флис в качестве удобрения, и очень хорошее удобрение получается, как говорят!

Желаю вам валяльного настроения и чистого флиса для вдохновения, а с грязным флисом вы теперь знаете, что делать 🙂

Источник
Категория 1: Рубрика: Материалы и инструменты
Категория 2: Виды творчества: Мокрое валяние
Автор: Шерсть из Новой Зеландии

Back to Top