Флис. Часть вторая.
Печатается с разрешения автора Юлии nzwool4you.livemaster.ru
Тонкий войлок = тонкий флис. Флис, как и любая шерсть в топсе или полотне, имеет свою тонину (количество микрон). Так как получить сертификат о точном количестве микрон в шерсти стоит довольно дорого, то далеко не все этим занимаются. Новозеландские фермеры условно делят флис на категории: супер-тонкий, тонкий, средне-тонкий, толстый, очень толстый.
Супер-тонкий флис – это преимущественно Альпака. Если ваши цели совпадают со свойствами флиса альпаки – то получится просто шедевр.
В работе с дорогой (во всех смыслах : ) чудесной Альпакой главное, ее не жалеть — флис выкладывать щедрой рукой))) Вот, что получится, если экономить Альпаку))) — мой печальный опыт:
Широкая цветовая палитра флиса Альпаки позволяет разгуляться фантазии – более 20 натуральных некрашенных оттенков. На ощупь и на взгляд войлочные изделия с флисом альпаки очень отличаются от работ даже с тонким овечьим флисом: шелковистая, нежная поверхность, красиво-лохматый завиток, другая прочность изделия и теплопроводность.
Коридейл, мой любимец)) Цветовая палитра, по сравнению с альпакой, небогата, но это послушный, весьма предсказуемый, удобный и приятный в работе материал. В Новой Зеландии овечек не загоняют домой по вечерам . Они свободно дни напролет гуляют на огороженных лугах. На солнце кончики шерсти выцветают и становятся значительно светлее. Это и дает возможность поиграть с цветом.
Коридейл, как и Альпака позволяют создавать тонкий гибкий пластичный войлок.
Хотим крупные мягкие завитки – кладем флиса побольше, распушаем каждую прядку поменьше. Хотим игры цвета и ровной каракулевой поверхности – кладем флиса поменьше, сильно распушая — раздвигая прядь. Каждую прядку кладем внимательно, не хаотично. Прядь растягиваем –в плоскости – раздвигаем шерстинки не во всех направлениях, а только направо-налево, чтобы шерстяная прядь превратилась в плоский треугольник (верхушка треугольника = кончик флиса, основание треугольника = место сострига). На подготовленую шерсть пряди кладем внахлест, располагая светлый кончик на другой, уже лежашей на нашей раскладке прядке.
Можно разложить флис, чтобы было видно каждую прядь, а можно — только для фактуры.
Арапава флис — в валянии – послушный, мелкий завиток, очень насыщенный густой цвет и нежнейшая плюшевая поверхность.
Ромни — флис. На мой взгляд, флис Ромни простоват и жестковат в изделиях, упрям и не послушнен в валянии. При всем моем желании у меня не получилось сделатьс флисом Ромни тонкое валяное драпирующееся полотно. Длинный флис Ромни, наверное, можно использовать на отделку изделия по краю, но я флис Ромни недолюбливаю из- за его «колючести» в валяном полотне.
Совсем другой флис с овечек, полученных в результате скрещивания Ромни с другими породами – мягче и тоньше, приятный в процессе валяния и в готовом изделии.
Зачастую флис овец-смешанных пород, например, Ромни-Мерино или Ромни-Коридейл, берет все самое лучшее из свойств шерсти обоих видов.
Шерстяные легкие кудряшки по краю валяного полотна – даже звучит красиво)) Изысканный Готланд – мягкие воздушные колечки флиса.
С Готландом надо быть внимательным. Наряду с красивыми завитками среди Готланда встречается немало темно-серого невзрачного, на мой взгляд, флиса – отголоски скрещиваний овец чистопородного Готланда с другими породами.
Я на примере флиса Готланда убедилась, что при равной тонине флис одного и того же вида (не с одной и той же овечки, а одной и той же породы), но разный по цвету, может отличаться в валянии. Так Готланд серый, по моему мнению, «волосатее», чем белый и черный.
Красавец Лестер – длинные упругие локоны, множество цветовых вариантов в целом и по длине одного локона: белый, светло-серебристый, дымчато-серебристый, молочно- или темно-шоколадный. Часто локон имеет разную окраску в месте сострига и на кончике-колечке. Очень выразительный завиток и на валяном полотне в плоскости, и свободно обрамляющий край изделия.
Длинношерстная прочнейшая Лама.
Работала с ламой как обычно со всеми флисами – ничего необычного кроме крепости сваляного полотна. С Ламой у меня получалось блестящее, шелковистое, очень прочное, толстоватое, на мой взгляд, полотно, совершенно не кудрявое, в целом — ничего особенного. На этом я свои эксперименты с Ламой не закончила. Стала использовать этот флис по другому – не валять, а пришивать, и, знаете, мне
очень понравилось, что из этого вышло!
И осторожнее с белым флисом! Если не собираетесь использовать белый флис сразу в валянии, приготовьтесь к тому, что он пожелтеет со временем, и от желтизны можно избавиться только покрасив флис в другой цвет (исключение – не желтеет белый флис Альпаки, Ламы, так как не содержит ланолина, который и влияет на изменение цвета со временем). Я говорю только о пожелтении сырой шерсти. При валянии ланолин смоется с шерстинок и флис в готовом валяном полотне со временем свой цвет не изменит.
Не бойтесь экспериментировать с флисом, даже из неудачных изделий часто рождаются шедевры!